На западе буддизм вызвал большой интерес и симпатию. В западных обществах довольно много людей, занимающих высокие должности, следуют пути буддизма или являются «сочувствующими» ему. Этот момент прекрасно иллюстрируется цитатой Альберта Эйнштейна, что он не религиозный человек, но если бы был таковым, то был бы буддистом. Если мы посмотрим на современные западные общества, мы найдем астрофизика-буддиста из Франции, мы найдем выдающегося психолога-буддиста в университете Рима, и бывшего судью из Англии, тоже буддиста
В целом, в Европе отношение к буддизму таково, что это учение очень развито, очень рационально и очень изощренно. Поэтому очень легко удивиться, приехав, например, в Сингапур и обнаружив, что многие люди здесь считают буддизм старомодным, иррациональным и слишком связанным с суевериями.
Первое, что западный человек ценит в буддизме, это то, что он не связан культурой, не связан с каким-либо конкретным обществом, расой или этнической группой. Есть определенные религии, которые связаны культурой (иудаизм является одним из примеров). В буддизме это не так. Вот почему исторически у нас есть индийские буддисты, тайские буддисты, китайские буддисты, шри-ланкийские буддисты, бирманские буддисты и так далее, и в ближайшем будущем будет больше английских буддистов, американских буддистов, французских буддистов и так далее. Это потому, что буддизм не связан с культурой. Он очень легко перемещается из одной культуры в другую, потому что в буддизме упор делается на внутреннюю практику, а не на внешнюю сторону.
Второй момент касается прагматизма или практичности буддизма. Вместо того, чтобы интересоваться метафизикой и академическими теориями, буддизм занимается проблемами как таковыми, и приближается к ним конкретным образом. Это опять то, что очень согласуется с западными идеями об утилитаризме. То есть, если что-то работает, используйте это. Многое можно сказать обо всем, что касается приоритетов и решения проблем. Мы не добьемся большого прогресса в развитии мудрости, если зададим неправильный вопрос. По сути, это вопрос приоритета. Первым приоритетом для всех нас является проблема страданий. Будда признал это и сказал, что нам бесполезно рассуждать о том, вечен мир или нет, потому что у всех нас есть стрела в груди, стрела страдания. Мы должны задать вопросы, которые приведут к избавлению от этой стрелы. Это можно выразить очень просто. Мы видим, что в нашей повседневной жизни мы постоянно делаем выбор в зависимости от приоритета. Если, например, мы случайно что-то готовим на плите и решаем, что пока кипят бобы, мы будем пылесосить дом, а когда мы чистим дом, мы почувствуем запах чего-то горящего. Мы должны сделать выбор: продолжать ли мы чистить дом или подойти, чтобы уменьшить огонь на плите, чтобы спасти бобы.
Третий момент - учение Будды о важности проверки через опыт. Об этом ясно говорится в Его совете Каламам. Каламы были людьми, очень похожими на нас в наше современное время, когда мы сталкиваемся с множеством разных учений. Они пошли к Будде и спросили: « поскольку есть так много разных учителей, и поскольку все они утверждали, что их учение истинно, как узнать, кто говорит правду?». Будда сказал им не принимать что-либо слепо, не принимать что-либо, потому что это записано на бумаге; не принимать ничего из уважения к своему учителю; или из слухов; или потому что это звучит разумно. Но чтобы поверить - проверьте то, что услышали на своем собственном опыте. Только тогда мы можем действительно сказать, что мы делаем успехи на пути к просветлению. Это очень важный момент, потому, что то, чему учил Будда, будет эффективным, только тогда, когда действительно изменит нашу жизнь, только если мы сможем провести такой эксперимент в нашей жизни - мы сможем осознать истинность учений Будды.
Опыт в буддизме состоит из двух компонентов - объективного компонента и субъективного компонента. Другими словами, вещи вокруг нас и мы воспринимающие. Буддизм известен своим аналитическим методом в области философии и психологии. Под этим мы подразумеваем, что Будда анализирует опыт в различных элементах, наиболее основными из которых являются пять совокупностей - форма, чувство, восприятие, умственное формирование или воля и сознание. Пять совокупностей, в свою очередь, могут быть проанализированы в восемнадцати элементах, и вот - у нас есть еще более сложный анализ с точки зрения этих семидесяти двух элементов. Этот метод аналитический, поскольку он разбивает вещи. Нас не устраивает смутное представление об опыте, но мы анализируем его, исследуем его, разбиваем его на составные части, как разбиваем колесницу на колеса, ось и так далее. И мы делаем это для того, чтобы понять, как все работает.
Этот растущий интерес к буддизму и эти многочисленные области соприкосновения между учением Будды и тенденциями современной науки, философии и психологии достигли своего апогея в это самое время в предложениях, выдвинутых квантовой физикой, в последних достижениях в теоретической экспериментальной физике. Не так давно известный физик заметил, что Вселенная действительно является чем-то вроде великой мысли. И в Дхаммападе сказано, что ум предшествует всем вещам, что ум является создателем всех ментальных состояний. Точно так же упоминается относительность материи и энергии. Нет радикального разделения между разумом и материей. Все эти признаки теперь постепенно обнаруживаются с последними событиями в науке.
Таким образом, в западных контекстах ученые, психологи и ученые нашли в буддизме традицию, которая согласуется с некоторыми основными принципами западной научной мысли. В дополнение к этому они находят, что буддизм особенно интересен, потому, что, хотя методы и открытия часто очень похожи на те, что были в буддизме, они обнаруживают, что в науке до сих пор нет пути или метода достижения внутренней трансформации. У них есть методы строительства лучших городов и скоростных дорог, но у них не было никакой системы, которая позволила бы им создавать лучших людей. Поэтому люди на западе обращаются к буддизму.
- Главная
- Блог об истории магии и суеверий
- Наследие буддизма
